Памятки


Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.




П А М Я Т К А

Как  должен  выглядеть  дневник
прилежного  ученика

1.  Дневник должен заполнять сам ученик.
      2.  Все  записи  в  дневнике  должны  вестись
 аккуратно,  стержнем  синего  цвета.
                        3.  Названия  всех  предметов  должны  быть  написаны  с 
                       заглавной  буквы,  с  учётом  общепринятых сокращений:
  • ·       Русский  язык – Русск.  яз.  (Рус. яз.)
  • ·       Математика – Матем.
  • ·       Окружающий  мир – Окр. мир (Окр. м.)
  • ·       Изобразительное искусство – ИЗО
  • ·       Технология – Технолог. (Техн.)
  • ·       Чтение – Чтение  (Чтен.)
  • ·       Музыка – Музыка  (Муз.)
  • ·       Физкультура – Физ – ра
  • ·       Информатика – Информ. (Инф.)
  • ·       Английский  язык – Англ. яз.

  •                              Установленное  расписание  уроков,
записывай  в  выходные  на  всю  следующую   
  неделю. 
Помни,  что  ДНЕВНИК – это  твой   ДОКУМЕНТ!




































1.АЛФАВИТ. 
В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков; 
стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков; 
стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь. 
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.




Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.


К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы. 

8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
- Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

- Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-
езд, ко-лье. 
- Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.
- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь. 
- Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.

9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции. 
Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
Например: 

10. ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

С большой буквы всегда пишутся:
Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин. 
Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка. 
Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные слова являются нарицательными (нариц.).

11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака. : точка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик. 

13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.



Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:

Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я, например: 

Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент, разодетый, разудалый.

14. МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.



В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч. 

15. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. 
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).
Например: 

16. БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.


Безударные гласные в корне, которые нельзя проверить ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём). Например: инженер, собака.

17. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ


Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.
Например:

18. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.


 В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их правописание нужно запомнить. Например: Деревянный, оловянный, стеклянный.


Как решать задачу по математике. 
Прочитай внимательно условие задачи.
Ещё раз прочитай условие задачи, обрати внимание на главный вопрос.
Если нужно - сделай чертёж.
Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
Обрати внимание на то, что известно в задаче.
Разбей задачу на части, поставь к каждой части вопрос, определи последовательность их решения.
Реши каждую простую задачу.
Найди рациональное решение всей задачи.
Запиши полный ответ.

Формула площади  прямоугольника
S = а  b
Формула площади квадрата
S = а  a


Единицы длины


1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 дм = 100 мм

1 м = 100 см

1 м = 10 дм

1 м = 1 000 мм

1 км = 1 000 м

Единицы площади

1 см2 = 100 мм2

1 дм2 = 100 см2

1 дм2 = 10 000 мм2 

1 м2 = 10 000 см2

1 м2 = 100 дм2

1 км2 = 1 000 000 м2

1 а = 100 м2

1 га = 100 а

1 км2 = 100 га

1 км2 = 10 000 а

1 га = 10 000 м2

Единицы массы


1 кг = 1 000 г

1 ц = 100 кг

1 ц = 100 000 г

1 т = 1 000 кг

1 т = 10 ц

Единицы времени


1 мин = 60 сек

1 ч = 60 мин 

1 ч = 3 600 сек

1 сут. = 24 ч

1 год = 12 мес.

1 век = 100 лет


1. СЛАГАЕМОЕ СЛАГАЕМОЕ СУММА

5 + 3 = 8

 СУММА
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ. НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.

СЛОЖЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ ВЫЧИТАНИЕМ. ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СЛОЖЕНИЕ, НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВТОРОЕ.

2. УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ

6 – 2 = 4

РАЗНОСТЬ
1. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ УМЕНЬШАЕМОЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ.
2. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ НУЖНО ИЗ УМЕНЬШАЕМОГО ВЫЧЕСТЬ РАЗНОСТЬ.


ВЫЧИТАНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ СЛОЖЕНИЕМ. 

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ВЫЧИТАНИЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВЫЧИТАЕМОЕ.


Главные члены предложения
Подлежащее (кто? Что?) ________
Сказуемое (что делать? Что сделать? Что будет делать? Что сделает? Что сделал? И тд.) ======
Второстепенные члены предложения:
дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) --------
определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
обстоятельство  (где? куда? откуда? как? когда?) ...



Справочник приставок и суффиксов
Приставки
Пере  -              переход, перевозить
При –               приход, прибежал
Про –                проход, прочитал
По –                  поход, построить, постройка
За –                   залив, зашёл, забить, заход
Пре –                 прекрасный, прегорький
Вы –                  вышел, выход
Во –                   вошёл
В –                     вход
Под –                 подход, поднёс
На –                   нашёл, налил
От (ото) -           отлил, отошёл
О –                     опись
Об –                   объявление, обходить
Обо –                 обошёл, обокрал
Без –                  безрадостный, безоблачный
Бес –                   бесстрашный, бескрайний
С –                     сбить, сделать
Раз –                  раздать, разгадать
Рас –                  раскрыть, рассвет
Из (ис) –           изредка, исписать
От –                 отнёс, отвёз
Над –               надпись
Под –               подпись, подводник
До –                  дописать, донести
Суффиксы существительных
Ушк –               игрушка, бабушка, зимушка
Иц –                 тигрица, теплица
Ок (ик) –          городок, мостик
Ач –                 силач, трубач
Ак (як) –          моряк, рыбак
К –                    ночка, дочка
Ечк (очк) –       Анечка, Лидочка
Ищ –                городище, глазищи
Ниц –              мыльница, сахарница
Тел –               писатель, учитель
Щик ( чик)  -  грузчик, часовщик
Ник –             лесник, лыжник
Ёнок –            утёнок, лисёнок
Ышк (ишк) – гнёздышко, пальтишко
Ист - -            танкист
Ович (евич) – Петрович, Евгеньевич
Овн (евн) –     Петровна, Евгеньевна
Суффиксы прилагательных
И –                 зимний, летний
Ск –               морской, городской
Еньк (оньк)  -тоненький, Петенька, лёгонький
Ущ (ющ) –    большущий, хитрющий
Ан (Ян) –      песчаный, глиняный
Ин (ын) –     звериный, Птицын
Ов (ев) –       пуховый,  плюшевый
Юсеньк –     малюсенький, тонюсенький
Ист –             каменистый


СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ:
изменить слово (изменить форму слова)        
подобрать однокоренное
один–много:
сова - совы, гнездо - гнёзда, нора - норы, река - реки, земля - земли
ласково:
зима - зимушка, скворец - скворушка, птенец - птенчик
много - один:
дома - дом, дрозды - дрозд, грибы -гриб, носы - нос, холода - холод, ножи - нож      
маленький:
головы - головка, молод - молоденький; полосы - полоска, дома - домики
букву Е проверять Ё:
принесли - нёс, летают - лёт, ледок - лёд, ведро - вёдра, метла - мётла
корнем:
кормушка - корм, шагал - шаг, ловить -лов, снеговой - снег, вершины - верх
предмет:
мастерят - мастер, смолистые - смолы, выглядят - взгляд, удивлять - диво
признаком предмета:
побелели - белый, голод - голодный, холод - холодный, грозить - грозный
действие предмета:
сидела - сидя, смотрел - смотрит, крошился -крошится, ловить - ловит

Комментариев нет:

Отправить комментарий