Родителям



Положение о родительском комитете
Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом школы.
2. Положение регламентирует деятельность Родительского комитета школы, являющегося одним из коллегиальных органов управления.
3. Положение утверждается приказом директора школы.
4. Родительский комитет избирается сроком на 1 год из числа законных представителей учащихся.
5. Для координации работы в состав Комитета входи заместитель директора школы по воспитательной работе.
6. В своей деятельности Родительский комитет руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным, региональным и местным законодательством в области образования и социальной защиты, Уставом школы и настоящим Положением.
 7. Решения Родительского комитета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Комитета, в целях реализации которых издается приказ по школе.


Родительский комитет – выбор состава
 Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы. О производимой деятельности члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета. Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией. Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

Основные задачи родительского комитета
1. Содействие администрации школы: в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; в защите законных прав и интересов обучающихся; в организации и проведении общешкольных мероприятий.
 2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.


В помощь родителям
Функции Родительского комитета класса
- Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
-  Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий.
-  Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
- Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий.
-  Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
- Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания учеников; качество медицинского обслуживания.
- Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
- Рассматривает обращения в свой адрес.
-  Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.
-  Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
-Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.
Права Родительского комитета
Комитет имеет право:
 - Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
- Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета.
- Принимать участие в обсуждении локальных актов школы Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.
- Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
Ответственность Родительского комитета класса
Комитет отвечает за:
Выполнение плана воспитательной работы в классе.
 Выполнение решений, рекомендаций Комитета.
Установление взаимопонимания между администрацией школы и родителями (законными представителями) обучающихся в вопросах семейного и общественного воспитания.

Организация работы .
В состав Комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся, не менее трех человек. Из своего состава Комитет избирает председателя (в зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя, секретарь). Комитет работает по разработанному и принятому им регламенту работы и плану. О своей работе Комитет отчитывается перед родительским собранием класса не реже двух раз в год. Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов. 





















Памятка для родителей первоклассника

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов
в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и
 друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.
Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании.
 Нельзя этого делать в присутствии детей.

2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.

3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка.
 Спрашивайте: "Что ты сегодня узнал нового?", а не "Какую
 сегодня получил оценку?". Радуйтесь успехами, не раздражайтесь
 из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания
 и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении.
 Не изматывайте детей, не читайте морали. Главное - возбудить
 интерес к учению.

5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на 
бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать
 правильность выполнения задания, приводить свои примеры. 
Чаще спрашивайте: "Почему? Докажи. А можно ли по-другому?"

6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся
 его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, о товарищах,
 школе до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная 
потребность развития детей.

8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.

































Памятка для родителей первоклассника

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов
в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и
 друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.
Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании.
 Нельзя этого делать в присутствии детей.

2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.

3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка.
 Спрашивайте: "Что ты сегодня узнал нового?", а не "Какую
 сегодня получил оценку?". Радуйтесь успехами, не раздражайтесь
 из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания
 и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении.
 Не изматывайте детей, не читайте морали. Главное - возбудить
 интерес к учению.

5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на 
бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать
 правильность выполнения задания, приводить свои примеры. 
Чаще спрашивайте: "Почему? Докажи. А можно ли по-другому?"

6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся
 его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, о товарищах,
 школе до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная 
потребность развития детей.

8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.







100 слов, которые следует

употреблять

 в работе с детьми


Ребенок должен чувствовать себя любимым, 
нужным, успешным.
Успех, как известно, рождает успех.
В школе не должно быть неудачников.
Главная заповедь учителя и родителя - заметить даже самое
 маленькое
 продвижение ребенка вперед и поддержать его успех.
Мы хотим Вам посоветовать СТО СЛОВ, которыми Вы можете
 сделать ребенка счастливым и успешным.

прекрасно * молодец * умница * я горжусь тобой * ты хорошо
 постарался * великолепно * умно * великое открытие * 
огромный успех * я восхищаюсь тобой * ты хороший друг * 
выдающаяся работа * ты делаешь хорошие успехи * 
ты быстро продвигаешься вперед * я уважаю тебя *
 ты сделал меня счастливой (-ым) * отлично * феноменально
 * огромное достижение * сенсационно * ты - победитель 
* мы на верном пути * изумительно * поразительно *
 я знал (-а), что ты сможешь это сделать * я люблю тебя
 8 ты добился большого успеха * как хорошо *
 ты- само совершенство * какой ты внимательный
 * твоя аккуратность фантастична * ты моя радость
 * я счастлив (-а) * я не видел (-а) ничего подобного

ПОМНИТЕ! ДОБРАЯ УЛЫБКА СТОИТ 1000 СЛОВ!


Первый раз в первый класс или адаптация ребенка в школе

Первая проблема, с которой ребенок столкнется в школе это большая нагрузка. По три – четыре урока в день. И на них надо спокойно сидеть и слушать. Для ребенка, который ходил в сад перед школой, это будет не так сложно, как для ребенка, который воспитывался дома.
Просидеть 45 минут не вскакивая, а внимательно слушая преподавателя – это задача не из легких, тем боле если ты привык делать, то что тебе нравится и когда хочешь. Ребенок будет уставать, нервничать и здесь надо его поддерживать, может пожалеть, но осторожно.
Любые перемены это стресс для организма, поэтому у ребенка может снизиться иммунитет. Поддержите его витаминками.
Итак, поговорим об адаптации ребенка к школе.
В начальной школе дети учатся учиться, учатся слушать, усваивать информацию. Материала много и учитель не может разжевывать его каждому ученику, он просто не успеет это сделать. В это время главное, в проблеме адаптации ребенка к школе, чтобы ребенок не отвлекался по пустякам.
Например, если ребенок до школы воспитывался дома, то у него могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией,  на переменах ему может быть будет трудно общаться с одноклассниками. Такой ребенок будет нервничать, отвлекаться, мешать другим детям и учителю. Начнет отставать и может потерять интерес к школе.
Поэтому курсы подготовки ему надо проходить, в той школе, где он в дальнейшем будет обучаться. Там он заранее познакомится со своими будущими одноклассниками, получит необходимые знания, чтобы без проблем учиться в начальной школе, научится слушать и не отвлекаться на уроке.
Удачи вам и вашим деткам в этом нелегком, но интересном начинании.

готовность к школеГотовность ребенка к школе.
Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.
Но для многих детей поход в школу является определенным стрессом. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу.

Определяем готовность ребенка к школе

Говоря о готовности ребенка к школе, выделим основные направления.

Личностная готовность

Ребенок должен быть готов к восприятию и усвоению новой информации. Школа ребенка должна привлекать не столько красивой формой, портфелем, пеналом и тетрадками, сколько возможностью получать новые знания.
Ребенок должен достаточно хорошо управлять своими эмоциями и познавательной деятельностью, то есть у ребенка должна быть развита учебная мотивация, он должен хотеть получать знания. Ну и, конечно, у ребенка должна быть развита эмоциональная устойчивость, в этом случае обучение в школе пойдет гладко.

Интеллектуальная готовность

Такая готовность предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и запаса определенных знаний. Ребенок должен обладать начальными умениями в области учебной деятельности. То есть ребенок должен уметь выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Также ребенок должен обладать логическим и аналитическим мышлением. Уметь определять связи между различными явлениями, воспроизводить предложенный образец.
У ребенка должны быть развиты тонкие движения руки, он должен уметь пересказать услышанный рассказ, например сказку. Также ребенок должен рационально подходить к действительности, то есть роль фантазии должна ослабевать. Ребенок должен быть готов прилагать дополнительные усилия для получения и усвоения знаний.

Социально-психологическая готовность

Ребенок должен быть готов к входу в детский коллектив, совместному обучению и общению с детьми и учителем. То есть ребенок должен уже быть адаптированным к общению с детьми своего возраста и не тратить эмоции и время на размышления о том, как хорошо дома с мамой или бабушкой, а полностью увлечься учебным процессом.

Тестовая беседа с ребенком. 

            При поступлении в школу.

Предложены вопросы и оценка ответов на психосоциальную зрелость дошкольника.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 
6. Сейчас утро или вечер? День или утро? 
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? 
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 
9. Кем работает твой отец, мать? 
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон, врач, учитель? 
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
 16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 
18. В какое время с деревьев опадают листья? 
19. Что остается на земле после дождя?
 20. Каких животных ты знаешь? 
21. Каких ты знаешь птиц?
 22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха? 
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
 25. Хочешь ли ты идти в школу?
 26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.№ 24 - за правильный ответ - 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.
(Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым)

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.

Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.
Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога.
Определений что такое зависть очень много, и Вы можете убедиться в этом, заглянув на любой психологический сайт, поэтому мы воздержимся от каких-либо определений в сторону зависти. Психологи с сайта Vashe-Soznanie.ru утверждают, что зависть есть почти у всех! А как думаете Вы?
Людей, совершенно не подверженных этому неприятному чувству, на свете очень немного, а у кого ее нет, те, скорее всего не обращаются за психологической помощью. И все же, зависть это чувство универсальное и присущее в равной степени и взрослым, и детям.
Со взрослыми все более или менее понятно, а вот с детьми нет. Ведь зависть мы «получаем» в детстве. Поэтому и статья об этом, о том как дети «учатся» завидовать и что вообще переживают, когда завидуют.
Зависть у детей может проявляться в очень раннем возрасте и иногда сами родители способствуют ее появлению. Первое, что происходит: родители сравнивают детей с кем-то еще. Что чаще слышат дети при сравнении: «Вот Кате удается и учиться лучше, и родителям помогать, а ты как всегда ни то ни сё, без нашей помощи ты ничего не делаешь…». А ведь говориться это все из самых «лучших» побуждений!
И конечно при таком раскладе, детская зависть часто возникает именно из-за пониженной самооценки или недостатка внимания со стороны родителей, с чем собственно и сталкиваются психологи, работающие на сайте Vashe-Soznanie.ru.
Поэтому совет первый: не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! У японцев на этот счет есть хорошая воспитательная практика: они сравнивают поступки только своего ребенка и выносят им оценку. Тогда-то ты сделал плохо, а сейчас хорошо.
Совет второй: если ребенок завидует каким-то дорогим вещам, которые Вы себе позволить не можете, то здесь Вы можете приучить ребенка относиться к «недоступным» ему вещам с позиции «не очень то и хочется» и «зато у меня есть то-то» или «зато я умею лучше делать то-то».
Совет третий: уделяйте ребенку больше внимания. Если он чувствует вашу любовь и заботу, его гораздо лучше переключить с предмета зависти на что-нибудь другое.

Зависть как переживание.

Vashe-Soznanie.ru предлагает Вам рассмотреть зависть в качестве внутреннего переживания, которое может даже мучить Вашего ребенка.
Не нужно думать, что зависть это грех и его нужно просто искоренить ремнем или другими способами. Нет, зависть это чувство в первую очередь, а раз это так, то это переживание.Так, интенсивное чувство зависти, содержащее в себе скрытое желание испортить или повредить «хороший объект», может вызвать еще большее переживание собственной плохости и неполноценности в ребенке, усиливая аутоагрессии. Если аутоагрессия принимает более выраженные формы, то обходимо записаться на консультацию с психологом онлайн, чтобы не усугублять ситуацию.
Переживая одновременно зависимость от того, что «я не такой» или « у менять чего-то нет» и острое чувство зависти к более успешным детям, дети превращают эти переживания в череду непрерывных упреков и мысленных «пинков» в свой адрес. Вот и представьте, какого малышу? Вам бы точно не хотелось, чтобы ребенок мучился от этого.
Важную роль в фиксации жизненных трудностей и не успехов детей играют такие пагубные родительские стратегии как:
пренебрежительно отмахнуться от детских переживаний или, напротив, броситься покупать вожделенные игрушки и наряды, руководствуясь лозунгом «Мой ребенок ничем не хуже, у него тоже должно все быть!». Таким образом, Вы загоняете проблему вглубь и провоцируете появление у ребенка комплекса неполноценности, во втором рискуете вырастить капризного, не терпящего отказов эгоиста.

Что же делать, как бороться с завистью у детей? Продолжаем советы.

Совет четвертый: осознать, что пришло время поговорить с ребенком об устройстве нашего мира. Постараться на доступных для него примерах объяснить, что все люди разные, причем отличаются не только ростом, цветом глаз или языком, на котором говорят, но и уровнем материальных возможностей. Однако это вовсе не повод для того, чтобы чувствовать себя обделенным или ущербным:
отсутствие брендовых вещей или игрушек вполне можно компенсировать общительностью, веселым нравом, изобретательностью, умением хорошо петь, танцевать, рисовать…
Совет пятый: зависть хоть и слабая черта характера, но это повод не для страданий, а для поиска новых возможностей и развития своих способностей. Попробуйте донести до своего ребенка именно эту идею и важно, чтобы он подхватил ее и думал в этом ключе.
ПАМЯТКИ

Перевод в другую школу — стресс для ребенка, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Первое время ребенок в новой школе, скорее всего, будет чувствовать себя не слишком уютно. Как облегчить и сократить период адаптации ребенка к новому учебному заведению?

Первое время после перехода в новую школу нужно снизить планку требований к ребенку. Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение — измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго.

Задача родителей — поддержать ребенка в этот непростой период жизни. Интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если возникает такая необходимость. Причем имеется в виду не только помощь в выполнении домашних заданий. Может быть, ребенку понадобится ваш совет относительно взаимоотношений с одноклассниками.

Также нужно следить, чтобы ребенок соблюдал режим дня: в первые недели в новой школе его нагрузка и так будет большой, если же он еще и будет недосыпать, ему придется гораздо сложнее. Помогите ребенку спланировать рабочий день так, чтобы хватало времени и на учебу, и на отдых (в том числе и активный). Следите за тем, чтобы нагрузка не была чрезмерной.

Первое время ребенку будет не хватать общения, ведь большинство его друзей остались в старой школе. Если вы остались жить в том же районе, он сможет общаться с ними после уроков, но при смене школы из-за переезда ребенок зачастую оказывается в одиночестве: со старыми друзьями связь потеряна, а новых у него еще нет. Поэтому нужно поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками, участие во внеклассных мероприятиях, поездках, экскурсиях и т. п.

Время от времени интересуйтесь, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками, но при этом делайте это ненавязчиво, не устраивайте допрос. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся обращаться к вам за советом относительно общения со сверстниками или просто делиться подробностями своей жизни.

Возможно, стоит устроить дома небольшую вечеринку, чтобы ребенок мог пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, а вы, в свою очередь, смогли увидеть, с кем учится ваш ребенок. Однако если ребенок отказывается от этого, не настаивайте: ему виднее, какие порядки заведены в классе, возможно, такая вечеринка будет не слишком уместна.

Если у ребенка что-то не получается, подбадривайте его. Обязательно поощряйте его за успехи и достижения, даже, казалось бы, самые незначительные: не нужно воспринимать их как что-то самой собой разумеющееся. Ребенок в новой школе обычно чувствует себя не слишком уверенно, так что ему важна любая похвала, особенно если она исходит от вас.

Поддерживайте отношения с педагогами, посещайте родительские собрания, не бойтесь участвовать в жизни класса: чтобы получить действительно правдивую картину того, как у ребенка складывается жизнь в новой школе, информацию нужно получать из разных источников.

Адаптация ребенка к новой школе займет какое-то время, она не может быть мгновенной: каким бы умным и общительным ни был ребенок, смена обстановки все равно выбьет его из колеи. Пусть все идет своим чередом: помогайте ребенку, поддерживайте его, но не форсируйте события.

Однако период адаптации не должен затягиваться, иначе несобранность и проблемы с учебой могут из временного явления превратиться в постоянное. Если ребенок очень долго не может привыкнуть к новой школе, завести друзей, если успеваемость и не думает повышаться, а ребенок жалеет о том, что поменял школу, нужно поговорить с ним и выяснить, что конкретно ему не нравится, что не получается. Возможно, в этом случае может помочь детский психолог.

Теги: ребенок в новой школе, адаптация к новой школе, адаптация ребенка к новой школе, перевод в другую школу, переход в новую школу


Как создать благоприятные условия для успешной учебы ребенка

Рекомендации психолога → Для родителей


Сейчас в школах, как никогда актуален вопрос: дети не хотят учиться, им это не интересно. Многие студенты также переходят с курса на курс благодаря финансовой поддержке родителей. Преподаватели ВУЗов жалуются, что студентам очень трудно преподавать ВУЗовскую программу, так как часто они не имеют достаточных знаний по школьной программе. Уровень образования падает. И это при том, что сейчас так много говорится о раннем детском развитии, о необыкновенно эффективных школьных программах обучения. Казалось бы, все дети должны быть вундеркиндами. Но…происходит все наоборот.

В свою очередь современные взрослые часто говорят о том, что они не любят свою работу, живут от выходного до выходного. Это приводит к ощущению, что жизнь проходит незаметно, неинтересно, бессмысленно. Кроме того, человек, который не любит свою работу, а заставляет себя выполнять свои обязанности не может делать это эффективно, качественно. И потом, сколько можно себя заставлять делать то, что тебе не интересно. В результате возникают раздражение, злость, равнодушие, апатия, которые приводят к стрессам, неудовлетворенности, депрессиям. От этого страдает сам человек, его семья, общество.

Я много раз встречалась с подобным явлением. Задаешь человеку вопрос: «А что тебе интересно? Подумай, найди это. Ведь ты можешь выбрать деятельность по душе». А, как известно, интересным делом мы можем заниматься вдохновенно долго и с удовольствием, выполняя его качественно, буквально доводя его до совершенства. Ответ, как правило, приблизительно такой: «Я не знаю. Мне ничего не интересно».

Почему же сложилась такая ситуация, когда нашим детям не интересно и скучно учиться, познавать новое, а взрослым не интересно и скучно работать?

Для того чтобы ребенок хорошо и с интересом учился, и в будущем смог реализовать себя в жизни, перед ним должны быть поставлены не только внешние цели и задачи (уметь читать, писать, считать…), но, прежде всего, должна быть сформирована внутренняя среда процесса обучения.

Внутренняя среда состоит из хорошего самочувствия ребенка, развитой познавательной сферы, сформированных навыков общения со сверстниками и взрослыми, сформированной мотивации к учебе, а также понимания и принятия родителями эмоциональных и интеллектуальных особенностей личности своего ребенка. И развивать все эти предпосылки увлекательного познания нужно с самого рождения.
Необходимыми составляющими успешного процесса обучения являются:
хорошее физическое и психическое здоровье ребенка,
достаточно развитая познавательная сфера (речь, внимание, память, восприятие, мышление),
коммуникативные навыки,
мотивация к учебе,
принятие индивидуальности ребенка.

Давайте рассмотрим эти составляющие более подробно.

Здоровье


Всем известно мудрое изречение: «В здоровом теле – здоровый дух». В наше время родителям нужно обратить особо пристальное внимание на осознанное формирование психического и физического здоровья не только у ребенка, но и у самих себя.

Внешняя среда, если ее не контролировать, всячески способствует тому, чтобы мы легко и быстро распрощались с хорошим самочувствием. Беспорядочное и неправильное питание, бесконтрольный просмотр телепередач и погружение в компьютер все это забирает жизненную энергию и человеку уже ничего не хочется, потому что сил нет.

Если ребенок переполнен негативной информацией, у него нарушен обмен веществ, ему элементарно не хватает питательных веществ (йода, лецитина), он не то, что хорошо не может учиться, он становится вредным, капризным и раздражительным.

Познавательная сфера


Лев Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, бурное развитие речи, воображения, формирование задатков произвольного внимания и памяти, овладение процессами восприятия и мышления.

Основной ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. И задача взрослого состоит в том, чтобы именно через игру, увлекательно и интересно для ребенка, помогать ему формировать и развивать навыки познавательной деятельности.

В период от 3 до 6,7 лет малыш легко поддается обучению и воспитанию, главное делать это с любовью, спокойно и ненавязчиво. Позанимались немного в игровой форме, устал – значит достаточно. Если это делать таким образом, то у ребенка будет сохраняться и даже увеличиваться желание познания нового.

Кроме того, необходимо знать, что в этом возрасте у ребенка формируются такие качества характера, как инициативность, творческое начало или... глубинное чувство вины.

Родители и педагоги, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны, и в будущем мало способны к продуктивной жизнедеятельности.

Когда мы говорим об уровне развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и будет достаточен для успешного обучения в начальной школе, то надо иметь в виду следующее. Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью, но и обладал определенными качествами восприятия и мышления. Какими?

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Для этого у него должна быть достаточно развита познавательная сфера, которая включает в себя речь, внимание, память, восприятие, мышление.

Речь. Овладение речью дает ребенку возможность понять переживания окружающих, усвоить сложившуюся систему понятий, получать знания об окружающем мире, выражать свои собственные чувства и мысли, уметь связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Внимание. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и нас самих. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Развитая произвольность внимания позволяет ребенку довольно длительное время удерживать свое внимание на тех или иных предметах, на их деталях и свойствах.

Память. Все мы знаем, что учиться бывает порой вовсе не увлекательно - и в учении (как и в любом деле) есть "скучные", но обязательные моменты. Поэтому приходится ученику включать произвольное внимание и произвольную память. Задача взрослого состоит в том, чтобы упражнять произвольную память ребенка, помочь сформировать навыки сознательного запоминания, способствовать увеличению объема памяти для обогащения ее необходимыми и полезными знаниями.

Восприятие. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка на форму и цвет предмета, способность ориентироваться в пространстве и времени.

Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве. Так, например, учитель просит провести линию "наискось от левого верхнего к правому нижнему углу" или "прямо вниз по правой стороне клетки"... Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. В процессе познавательно-игровой деятельности у детей формируется мыслительная деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитию всех видов мышления и мыслительных операций способствуют разнообразные виды детской деятельности: правильно подобранные и организованные специалистами игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д. Таким образом, ненавязчивая и интересно проводимая работа с детьми формирует зачатки учебной деятельности.

Итак, для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, необходимо поощрять у ребенка раскрытие творческого начала и инициативности, а также систематически заниматься с ребенком, воспитывая его ум, побуждая к поиску и размышлениям.

И тут очень важно развивая у детей психические познавательные процессы, одновременно сохранить свойственную детям от рождения любознательность, стремление узнать, понять и применить на практике полученные знания и опыт. Согласитесь, у любого психически здорового ребенка до определенного возраста все эти желания присутствуют, но потом куда-то исчезают. Наши «почемучки» перестают задавать в школах свои любимые детские вопросы: что, как, почему, зачем. Чтобы этого не произошло обучающему взрослому необходимо увлечь ребенка дошкольника, заинтриговать его поставленными задачами, организовать учебный процесс так, чтобы ребенок воспринимал его, как игру.

Кроме того, заниматься нужно только тогда, когда и обучающий взрослый и ребенок к этому эмоционально расположены. Помочь родителям организовать такую работу с детьми могут специально подготовленные педагоги и психологи.

Коммуникативные навыки


Общий уровень психического развития определяется не только развитием познавательной сферы, но и сформированными навыками адекватного общения со сверстниками и взрослыми, а также возможностью саморегуляции поведения.

Таким качествам, как способность любить, дружить, прощать, проявлять заботу и внимательность, уважительность и др. – нужно обучать, так же как и различным наукам.

Если ребенка не учат правилам общения с самим собой, со сверстниками, с взрослыми он и не сможет быть вежливым, внимательным и демонстрировать все положительные качества ученика и друга просто потому, что у него не было возможности получить такой опыт, а не потому, что он вредный и неуправляемый человечек.

Ребенок должен знать и понимать как себя вести в определенных ситуациях, уметь тормозить свои импульсивно возникающие реакции, выполнять указания взрослого, поддерживать отношения со сверстниками…

Мотивация к учебе


Мотивация к учёбе - это сейчас самый распространённый запрос к психологам со стороны родителей. Что же может смотивировать ребенка к учебе: 
теплый эмоциональный контакт с родителями,
понимание смысла своей деятельности,
личный пример родителей,
отказ от формального подхода к оценке знаний ребенка,
использование системы поощрений,
интересная внеучебная жизнь ребенка,
разумные требовательность и контроль,
отказ от разрушительной критики.

Рассмотрим перечисленные выше методы мотивации к учебе более подробно.



Теплый эмоциональный контакт с родителями. Родителям нужно знать, что до определенного возраста (в среднем до 10-12 лет, у всех по-разному) ребенок воспринимает процесс учебы не для себя, а для родителей.

В старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте родители часто могут слышать от ребенка фразу: «Я учусь для вас». Как правило, мама и папа тут же пытаются втолковать своему малышу, что это не так, учишься ты для себя. Но у ребенка этого возраста еще нет осознанного понимания того, что учеба необходима ему для того, чтобы он смог обеспечить себя в будущем. Он живет с мамой и папой и ему кажется, что так будет всегда. И объяснения, что он делает это для себя, не только не воспринимаются ребенком, но и создают эмоциональное напряжение, так как он внутренне не согласен с этим, он чувствует и считает, что действительно учится для родителей.

Для себя он играет, смотрит мультфильмы, кушает мороженое… А вот то, для чего необходимо проявить волю, он делает для родителей. И мамы с папами должны не только общаться с ребенком на его языке, но и мудро пользоваться желанием ребенка сделать им приятное. Подтвердите, что вам действительно очень радостно от того, что ваш малыш такой умненький, находчивый, успешный, что вы гордитесь им.

И самое главное, нам родителям необходимо бережно сохранять это желание наших детей делать нам приятно. А для этого мы должны постоянно подпитывать детско-родительские отношения своей любовью. Мы должны знать и помнить, что для ребенка самое важное это ощущать любовь родителей. Он чувствует, что любим, когда родители интересуются его жизнью, переживаниями, проводят с ним время, не только обучая и воспитывая, а, прежде всего, играя с ним, поддерживают и одобряют, радуются его успехам, верят в него. Для того, чтобы ребенок старался учиться, у него с родителями должен быть теплый эмоциональный контакт. Ведь дети хотят порадовать и сделать приятное тем, кого любят. Так же впрочем, как и взрослые.

Если вы хотите, чтобы ребенок стремился делать вам приятное – делайте приятное ему. Речь идет не о вкусностях, модной одежде и карманных деньгах, а, прежде всего, о ваших времени и внимании, которые необходимо посвящать своему ребенку.

И еще. Причиной не желания ребенком учиться может быть конфликтная ситуация между членами семьи. Родители должны понимать, что плохие отношения между ними воспринимаются ребенком как угроза его собственной безопасности и благополучию. Кроме того, дети не могут достичь успехов в школе из-за своих тревог и забот о других членах семьи.

Ребенок также должен знать, зачем он учится и почему нужно учиться хорошо. То есть он должен понимать смысл своих действий. Тогда он будет более ответственно относиться к учебе, и вообще жизни, понимая, чего он хочет и к чему нужно стремиться.

Но объяснять это нужно не монотонными и назидательными разговорами в один конец, когда ребенок «слушает» опустив голову, а взрослый читает нотации сверху. Такие беседы только создают отчуждение между детьми и их родителями.

Приведите сыну или дочери примеры из своей собственной жизни или жизни других успешных людей, которые подтвердили на практике необходимость знаний для счастливой и интересной жизни. Только делайте это ненавязчиво, как будто «между прочим».

Приведите примеры из жизни сказочных героев, которыми увлекается ваш ребенок. Например, Человек-паук хорошо учился в школе. И эти знания помогали ему в ловле преступников. А иначе как бы он рассчитал, что его паутина сможет остановить поезд или правильно рассчитать траекторию полета?

Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир (и сказочный, и реальный), что природа растет по принципу золотого сечения, что цифры устроены удивительным образом, он узнает о чудесах света, о мистических знаниях предыдущих поколений, он увидит волшебные проявления мира и удивится. А удивление – еще один шаг к познанию.

В увеличении мотивации хорошо помогает личный пример родителей. Если Вам нравится работать (для ребёнка отношение взрослого к работе берётся за пример своего отношения к учёбе), то это важный фактор мотивации. Ребенок сначала не осознанно, а в старших классах и намеренно будет стремиться получать знания, чтобы в будущем тоже заниматься любимым делом.

Не делайте главный акцент на оценки. К сожалению, в современной школе система образования напоминает торговлю: ты выучи параграф, а я поставлю тебе хорошую отметку. Нужно, чтобы ребенок не просто забил свою голову информацией, а научился владеть своим умом, широко мыслить, самостоятельно осваивать новые знания. Но как бы ни была несовершенна современная система образования, другой у нас пока нет, нужно просто правильно пользоваться имеющейся.

Используйте систему поощрений. Выполнил уроки – играешь на компьютере или смотришь детский фильм. Удачная школьная неделя – в выходной идем в парк, кафе, кино…

Разнообразьте жизнь ребенка. Кроме школьных занятий ребенок должен иметь возможность ходить в интересный ему кружок или секцию, общаться с друзьями, отдыхать вместе с родителями и просто проводить время по своему желанию. Когда ребенок получает жизненную энергию и силу в творчестве и интересном общении, он способен проявить усидчивость и сосредоточенность в изучении школьных предметов.

Требовательность и контроль — также необходимые инструменты, способствующие успешной учебе наших детей. Главное использовать их мудро.

Там где ваш ребенок прекрасно справляется сам - предоставьте ему свободу. Подчеркивайте его успехи в этих областях. Там же где вы видите, что ваш ребенок слабо справляется - помогите ему своими разъяснениями, совместной работой. Пусть эти слабые предметы находятся под вашим контролем до тех пор, пока вы не убедитесь, что ребенок уже способен справляться с ними самостоятельно.

И, пожалуйста, помните, что родители должны всегда быть вовлеченными в жизнь сына или дочери, что бы вовремя заметить, где их ребенку необходима помощь, поддержка и любящее мудрое руководство.

Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ и обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8–9-летних детей, не менялась, когда их работу критиковали. В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках. И только с 12–13 лет подростки эмоционально реагируют на сообщения об их ошибках и неудачах и могут извлечь пользу из своего негативного опыта.

Мы описали методы мотивации к учебе. А теперь рассмотрим последнюю составляющую успешного процесса обучения.


Принятие индивидуальности ребенка Каждый человек приходит в этот мир с уже заложенными способностями, талантами и возможностями. У всех нас разный характер, темперамент и интересы. Нет одинаковых людей, но каждый талантлив по-своему.

К сожалению, сейчас об этом не редко забывают. Перед детьми и родителями ставятся определенные возрастные критерии, которым ребенок или взрослый должен соответствовать. Мамы и папы, доверяя извне диктуемым требованиям, часто не обращают внимания на внутренние задатки своего ребенка, стремятся, чтобы он умел делать то, что делают его сверстники или то, что требуют педагоги. Конечно, ребенок должен выполнять поставленные педагогами задачи в силу своих возможностей.

Но для психического и физического здоровья малыша, а также для того, чтобы он стал успешным очень важно, чтобы родители помогли ребенку найти ту область знаний, умений которые их сыну или дочери действительно интересны. И помогать ему развиваться именно в этом направлении. Тогда ребенок будет увлеченно изучать то, что ему нравится и иметь силы учить нелюбимые предметы.

Если мы с раннего детства поможем нашим детям найти в жизни то, что их будет вдохновлять, нам не придется переживать, что ребенок совсем не хочет учиться, что ему ничего не интересно.

В заключении отмечу, что подход к созданию благоприятных условий для увлекательной и эффективной учебы вашего малыша должен быть комплексным. Оказать помощь родителям в реализации этого не простого вопроса могут опытные специалисты. Психолог может продиагностировать ребенка и определить, какой навык у него слабо развит, в какой области ему нужна помощь, и дать необходимые рекомендации. Хорошо продуманное и интересно организованное опытными педагогами дошкольное развитие поможет малышу полюбить процесс познания мира, сохранить заложенное в человека природой здоровое чувство любопытства.

Буданова Наталия Игоревна, психолог, педагог.  
Как выходить из конфликтов?
Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.
1.   Сосчитать до десяти, чтобы "остыть".
2.   Сказать "перестань, пожалуйста".
3.   Постараться обсудить проблему.
4.   Извиниться.
5.   Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.
6.   Уйти, не вступая в споры.
7.   Поиграть в другую игру.
8.   Начать всё сначала.
Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы "подняться над ситуацией" и воспринять её менее эмоционально

СОВЕТЫ МАТЕРЯМ


1.    Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
2.    Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
3.    Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
4.    Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
5.    Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
6.    Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
7.    Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
8.    Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
9.    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10.                      Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЁНКА
 v Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
v Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
v Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить, это поколеблет веру в вас.
v Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
v Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу использовать вас в качестве прислуги.
v Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите всё спокойно с глазу на глаз.
v Не пытайтесь мне читать наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
v Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.
v Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
v Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будите на них отвечать, вы увидите, что я перестану вопросы задавать вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
v Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
v И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же…
v Не оставляйте без внимания хорошие поступки. Практически каждое позитивное действие ребёнка должно быть сопровождено вашим комментарием. Почистил зубы – умница! Принёс пятёрку – молодец! Помыл посуду – великолепно! Не бойтесь перехвалить – кашу маслом не испортишь. Напротив, если вы будете воспринимать хорошие поступки как нечто само собой разумеющееся, дети вскоре вообще перестанут их совершать.

Памятка для родителей по развитию внимания у детей

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание - один из самых психических процессов, который является весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание.

1.В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

2.Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Привлекайте внимание к другим процессам и явлениям , связанным с этими увлечениями.

3.Используйте для тренировки внимания любую возможность: прогулки на свежем воздухе, поездки, походы.

4.Не назидайте и не фиксируйте неудачи ребенка, делайте акцент на достигнутые успехи.

5.Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

6.В семейном кругу демонстрируйте даже малые достижения ребенка по развитию внимания.

7.Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов.

8.Используйте специальную литературу по тренировке внимания детей.

Памятка для родителей, у которых ребенок левша

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главные условия его достижений в учебной деятельности, помните об этом!
1.Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребенок левша.

2.Не демонстрируйте леворукость своего ребенка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.

3.Не драматизируйте школьные неудачи своего ребенка, связанные с тем, что он левша.

4.Преодолевайте неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут школьнику справиться с учебными проблемами: откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.

5.Писать левой рукой непросто. Помогите ребенку избежать перегрузки и переутомления.

6.Не раздражайтесь, если ребенок сделал что-нибудь не так. Лучше поддержите его и отметьте успехи.

7.Демонстрируйте ребенку положительные достижения леворуких людей.

8.Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в этом случае вы только усуглубляете его проблемы.

9.Закрепляйте достигнутые ребенком умения, постоянно их тренируя.


Помните! Леворукость ребенка не патология, а один из вариантов нормы! Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребенок – один из них.


У леворукого ребенка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.

1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.

2.Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.


3.При письме и рисовании свет должен падать справа.

4.При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступить к письму.


Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше-негативной оценки взрослыми их деятельности. Родители должно терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том , что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям.

Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие мелкой моторики рук. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении , запоминает контуры. Еще одно упражнение- лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

Родители, помните: несмотря на праворукость нашего общества, блоху смог подковать только Левша!

Памятка для родителей


«Как относиться к отметкам ребенка»


1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.

2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного , упорного труда.

3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.

6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.

8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей

«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»

1.Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущее школьные успехи.

2.У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием.

3.Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи- пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке.

4.Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

5.Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место.

6.Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

7.Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков.

9.При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению.

10.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

11.Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.


Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессивности

Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятку. Вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой. После анализа подумайте над тем, что нужно изменить, чтобы вычеркнуть из списка еще несколько пунктов. Пока еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

-ребенка бьют;

-над ребенком издеваются зло шутят;

-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

-родители заведомо лгут;

-родители пьют и устраивают дебоши;

-родители воспитывают ребенка двойной моралью;

-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

- родители не умеют одинаково любить своих детей;


-родители настраивают детей друг против друга;

-родители не общаются со своим ребенком;

-вход в дом закрыт для друзей ребенка;

-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

-родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят, что он лишний.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.


Уважаемые родители!

1.Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2.Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте несбыточных надежд.

3.Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4.Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.

6.Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему- либо или кому- либо.

7.Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8.Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9.Не стройте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Помните, что ребенок – это воплощенная возможность . Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»

1.Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

2.Поощряйте ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмет руку.

3.Словесно выражайте радость по поводу даже маленьких успехов своего ребенка.

4.Ипользуйте чаще выражения: «Ты прав», «Мы согласны с твоими мнением» -это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5.Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите правильно их принимать.

6.Формируйтте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачные выступления, сюрприз и т.д.

7.Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему (независимо от цены подарка).

8.Дарите подарки ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи (причем ребенок должен иметь представление об этих возможностях).

9.Для поощрения ребенка используйте не только подарки материального плана , но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии, возможно, станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления , стихи, газеты, дружеские шаржи…

10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился разумно распоряжаться ими. Вы должны знать, каким образом он распорядился деньгами, и обсудить целесообразность таких расходов.


11.Позволяйте ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

12.Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения.


Помните, ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.
Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.
Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.
Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
8. Работайте только на «положительном подкреплении».
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…
Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.
Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

Комментариев нет:

Отправить комментарий